Методические рекомендации по профилактике интернет-зависимости среди детей и молодежи
Методические рекомендации по профилактике интернет-зависимости среди детей и молодежи
В современных условиях жизни Интернет, компьютеры, мобильные устройства являются частью повседневной реальности, особенно у детей, подростков и молодежи. Жизнь в цифровом мире дает нам новые широкие возможности, но и таит серьезные опасности. Информационная среда сегодня создает, безусловно, возможности для обучения, общения, жизнедеятельности человека, но в то же время может содержать «опасный» с психологической точки зрения контент. Ребенок впитывает ту среду, в которой он находится. В настоящее время интернет-среду смело можно добавить в ряды институтов социализации наряду с семьей, детским садом, школой, техникумом, высшей школой, что порождает новую социальную ситуацию развития обучающихся, а также расширение границ доступности средств массовой информации и иных ресурсов при низком уровне безопасности информационной среды. В данной среде дети проводят достаточно большое количество времени, и это не может не отразиться на их мировоззрении, состояниях и установках. Быстрое развитие информационно-коммуникационных технологий сопровождается повышением вероятности возникновения угроз безопасности. В современном мире актуализируются различного рода риски для подрастающего поколения, такие как рост игровой и интернет-зависимостей; негативный контент в социальных сетях в виде явления насилия, агрессии, противоправных действий и антисоциального поведения обучающихся; вовлечение в потребление психоактивных веществ; суицидальное поведение; межэтническая напряженность и межнациональные конфликты; трудности в общении людей разных культур и разных возрастных групп и другие, которые очень быстро распространяются, в том числе благодаря информационной среде. Проблема детской безопасности в современном информационном пространстве – это предмет, требующий скоординированного решения на всех 4 уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, уровне образовательной организации. В связи с развитием компьютерных технологий и расширением рынка игрового программного обеспечения, доступностью информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть Интернет) растет число людей, увлекающихся сетевыми и компьютерными играми, среди них наиболее подвержены их влиянию дети и молодежь в возрасте от 14 лет до 21 года. В этой связи все более актуальной становится тема динамики формирования поведенческих расстройств у обучающихся, страдающих от компьютерной зависимости, а также разработке мер ее профилактики. Рекомендуемые методические ресурсы предназначены для педагогических работников, педагогов-психологов общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций и включают в себя материалы в двух аспектах: психолого-педагогическом и медицинском. Данные ресурсы могут быть полезны при составлении и реализации системы мероприятий по профилактике интернетзависимости среди детей и молодежи.